Всем привет на портале WiFiGiD.RU! Как вы думаете – что важнее в компьютере: видеокарта или процессор? На самом деле однозначного ответа нет, так как оба этих устройства важны в сложных программах, работающих с анимацией и 3D моделями. Сегодня в статье мы поговорим про то, на что влияет процессор в играх и нужно ли переплачивать за большое количество ядер и частоту.
Назначение процессора
Итак, начнем же разбираться – за что отвечает процессор в играх. Вспомним, что процессор устанавливается за материнскую плату и напрямую через южный мост использует периферию компьютера. К ней можно отнести:
- Мышка.
- Клавиатура.
- Звуковая карта и подключенные наушники.
- Другие устройства.
Читаем – что такое процессор, и для чего он нужен в ПК.
Плюс оперативная память, которая ранее была подключена через северный мост, но на современных ПК его уже нет, и ОЗУ напрямую работает с процессором. Не будем вдаваться в подробности мостов – про них можете почитать отдельно.
Читаем – что такое южный и северный мост на материнской плате.
И мы подошли к первой задаче ЦПУ – обработка всех команд от пользователя, чтобы вы могли управлять персонажем мышкой и клавиатурой. Следующая задача – это генерация различных объектов в мире. Это может быть мусор, трава и другие случайно разбросанные вещи.
Именно процесс вычисляет алгоритмы, по которым идет генерация. Движок игры же задает что нужно сгенерировать, а процессор – уже это генерирует, чтобы мир был более разнообразным.
Следующее, как влияет процессор на производительность в играх – это обработка поведения NPC. Зашли вы в город Новиград в Ведьмаке и видите огромное множество NPC. Их поведение и обрабатывается процессором. Тут хочется отметить, что их поведение будет меняться в зависимости от того, что делает главный герой.
Например, Ведьмак достал меч, и все начинают разбегаться. Или Геральт бежит мимо какой-то женщины и толкается её – она падает. Любое взаимодействие всех героев внутри игры между собой – обрабатывается ЦПУ.
Тут хочется отметить, что обработка события на экране происходит только вокруг персонажа. Компьютер и движок не будут обрабатывать какие-то события, если их нет на экране. Все обрабатывается в реальном времени вокруг виртуальной камеры игрока. И обработка поведения NPC, чтобы они не стояли, ходили, бегали, гуляли – всё это делает процессор.
Читаем – для чего нужна видеокарта в ПК.
Ну и самое главное – это обработка окружения и объектов. Процессор в черновом варианте обрабатывает пространство, расстояние между объектами, а также дальность прорисовки от главного героя. Уже дальше весь черновик отправляется видеокарте, где она все раскрашивает, обрисовывает и накладывает текстуры. Если процессор будет слабым, то некоторые объекты будут обрисовываться с запозданием. Например, внезапно пропадет дорога, или деревья начнут появляться из-под земли.
Также CPU занимается взаимодействием объектов между собой. Например, когда машина врезается в столб, процессор отправляет сигнал видеокарте, чтобы она изменила полигоны в этом месте и добавила другую текстуру. А мы видим, как бампер в этом месте погнулся и поцарапался.
В некоторых играх (в зависимости от движка) отрисовкой такого взаимодействия занимается и сам процессор. Дополнительно ЦПУ чаще всего занимается генерацией мелких частиц – таких как снег, дождь и пыль.
Если говорить грубо, то CPU занимается первичной геометрией, расположением объектов в пространстве, расстоянием между ними и другими деталями. Видеокарта, как настоящий художник уже потом это все раскрашивает – натягивает высокополигональные модели, текстуры, шейдеры и т.д.
Так что важнее: видеокарта или процессор?
Обе железяки очень важны в играх, и они являются узким горлышком при запуске тяжелых игр. Поэтому можно встретить несколько интересных примеров.
- Если поставить крутую видеокарту на старый процессор, то большого прироста FPS вы не встретите. В итоге CPU будет не в полной мере нагружать видеокарту, и она будет простаивать. Ну и надо смотреть на какую шину вы ставите видеокарту – если видюха работает на шине PCI 4, а вы установите её на PCI 3 или PCI 2, то узким горлышком станет именно шина.
- Если на мощный процессор поставить слабую видеокарту, то тут также много FPS вы не увидите, так как ЦПУ не будет успевать обрабатывать нужные ему операции.
Тут хочется отметить еще несколько показателей ЦПУ:
- Ядра
- Потоки
Нет смысла гнаться за большим количество ядер (и потоков), так как не все движки могут работать с большим количеством ядер. Тоже самое касается и частоты процессора. Тут нужно поймать баланс. То есть нет смысла для игр брать последний i9, так как большая часть ядер просто будет простаивать даже с самой последней и дорогой видеокартой. В итоге – обычная переплата! Для современных игр оптимально брать процессор 4-6 ядер.
Читаем – на что влияют ядра процессора.
Если вы собираете новый ПК, то в первую очередь нужно выбрать видеокарту – так как это самое дорогое, что сейчас есть в компьютере. А уже от неё подбираем процессор. ЦПУ должен быть таким, чтобы он на максимум нагружал вашу видеокарту. Правильное соотношение процессора и видеокарты можно посмотреть в видеосравнениях на YouTube. Вот этот процент рядом с названием видюхи и есть её нагрузка. Оптимальный показатель от 90 до 100%.
При выборе нового ПК нам нужно соблюсти баланс – мощная видеокарта и процессор, который может нагрузить её. Но переплачивать за мощные модели ЦПУ с большим количеством ядер смысла нет. Большая часть этих ядер будет простаивать. Тоже самое касается и частоты в определенных играх.